Заколдованная Прага
Малостранск и другие
Правый берег Праги — холмистый и удивительный. Названия правобережных районов напоминают скорее о странах: Малостранск, Грачаны… И может быть неспроста — каждый из них отдельное сказочное пространство со своими снами. На подступах к реке — канальцы и островки. Водяная мельница, лебеди на воде… Старые церкви Марии Снежной и Марии под Рыцарем (такое вот смешное название, потому что эта церковь принадлежала мальтийскому ордену тамплиеров). Цветущая сирень и осенние одуванчики на одной улице… А время года… Тут оно не имеет значения. Огромный готический собор святого Вита на укрепленном замковом холме.
Королевский дворец, базилика святого Георгия и «Золотая уличка». «Золотая», потому что раньше там работали алхимики и ювелиры. Первые усердно пытались получить золотые слитки из свинца, а вторые — обрабатывали и приручали настоящее золото. Теперь здесь, в основном, торгуют сувенирами. Второй этаж низкорослых домиков объединен в «рыцарскую галерею» — музейчик со средневековыми доспехами и нарядами. Там даже можно пострелять из арбалета. Конечно промажете, но где еще такое встретишь! За замком находится местность с дворцами, барочной церковью «Лорета» и полупустынными зелеными парками-уличками, расположенными подчас на таких немыслимых склонах, что с одной улицы можно без труда шагнуть на черепичные крыши домов соседней…
Заблудившееся время
И нераздельно вплетенные в ткань города изогнутые линии зданий модерна, оттененные экзотическими росчерками орнаментов: стебли лилий, лотосовые бутоны, кошачьи хвостики и ушки, летящие платья скульптурных барышень, текучие цветные витражи, золотые чешуйчатые крыши с флюгерами. Музей Альфонса Мухи — одного из самых именитых художников модерна, еще дюжина музеев: художественных и разных других, поэкзотичнее, вроде музея игрушек, оружия, книг…
Готика и барокко Праги неотделимы, напластованы друг на друга и подперты массивной кладкой романского стиля. Изящные музыканты в костюмах и париках XVIII века чем-то неуловимо напоминают великого Моцарта. В пивных над толстыми деревянными столами изобретательные владельцы подвешивают коньки, раскрашенные швейные машинки и модели паровозов. Без особого смысла, такой себе элемент дизайна. Веселый разномастный народ пьет пиво, хохочет и наперегонки уплетает всяческие пражские вкусности. Вдоль книжных лавок прогуливается бесплотный, но вполне ощутимый призрак Кафки. А вместе с ним бродит давно сбившееся с пути, смешавшееся и потерянное пражское время.